Морской добычной комплекс

  • 1Газ добывается через спаренные донные плиты, у каждой из которых имеется по четыре буровых окна
  • 2

    По гибким добычным райзерам добытый газ направляется от донной плиты на плавучую установку

    Внешний диаметр
    райзера ≈ 36 см

  • 3Среднеглубинная арка поддерживает райзеры перед подачей на судно
  • 4На борту плавучей добычной установки корабельного типа производится переработка газа, а также разделение газа и конденсата
  • 5

    От судна переработанный газ передается по гибким райзерам и отправляется на экспорт

    Внешний диаметр
    райзера ≈ 36 см

  • 6Специальное устройство подключает райзеры к магистральному трубопроводу
  • 7

    Морской двухниточный трубопровод транспортирует газ на береговые объекты

    Внешний диаметр
    каждой трубы ≈ 92 см

    Связь между самоходным технологическим судном и административной зоной в Териберке будет осуществляться по специально проложенному кабелю.

Размеры морского комплекса

  • 310 м

    Длиной как 3 футбольных поля

  • Глубина
    340 м

    Штокмановское
    месторождение

  • 324 м

    Эйфелева
    башня

  • 138,75 м

    Пирамида
    Хеопса

  • 540,1 м

    Останкинская
    телебашня

Технические трудности освоения и эксплуатации морских объектов

  • Высокая проектная производительность;
  • Значительная удаленность от берега (550 км от берега) при отсутствии каких-либо объектов в непосредственной близости;
  • Тяжелые арктические условия (низкие температуры, образование наледи, снег, туман, долгая полярная ночь) при освоении и эксплуатации морских объектов, необходимость учета погодных ограничений, эксплуатация технологического оборудования в экстремальных зимних условиях, трудности материально-технического обеспечения, сложности в организации экстренной эвакуации и проведении спасательных работ;
  • Чувствительная экосистема, которую необходимо сохранить;
  • Отсутствие опыта освоения морских месторождений и соответствующего законодательства в Российской Федерации.

По результатам концептуальных работ и инженерного проектирования (FEED) и на основании данных изысканий и оценки рисков была разработана общая схема разработки морских объектов. Эта схема предусматривает создание подводного добычного комплекса (ПДК), который с помощью системы шлангокабелей, внутрипромысловых трубопроводов и райзеров (UFR) через разъединяющуюся турель соединяется с ледостойким технологическим добывающим судном (FPU). На технологическом судне будут располагаться оборудование подготовки, компрессоры, жилые помещения, электростанция и прочее оборудование, необходимое для добычи газа. Газ с технологического судна на береговой завод по производству сжиженного газа будет подаваться по двухниточному трубопроводу диаметром около 92 сантиметров и длиной 550 километров.

Буровые работы

Для бурения и заканчивания скважин планируется использовать две морские буровые установки. Запланировано 16 скважин с максимальным углом 80°, максимальной глубиной 2200м и длиной ствола 3400м. На каждую скважину, включая заканчивание, предполагается затратить 100 дней.

ПДК (подводный добычной комплекс)

ПДК будет включать фонтанную арматуру, соединяемая перемычкой с подводными темплетами, на которые поступает газ из четырех подводных скважин (максимальное количество). Планируется установить 6 подводных темплетов с четырьмя слотами, объединенных в три куста скважин.

UFR (шлангокабели, внутрипромысловые трубопроводы и райзеры)

Шлангокабели, 40-сантиметровые внутрипромысловые трубопроводы и райзеры диаметром 35,5 сантиметра будут объединять подводное добычное оборудование и технологическое судно. Предполагается до 30 подводных соединений.

FPU (технологическое судно)

Технологическое судно, которое планируется построить для реализации Первой фазы Штокмановского проекта, станет одним из крупнейших в мире.

После выбора концепции в целях оптимизации конкуренции было принято решение объявить тендеры на компенсационной основе (CCFT) для разработки FEED с участием двух консорциумов: Aker/Technip/SBM и Saipem/Samsung и Sofec в качестве основного субподрядчика по турели и бую системы удержания и райзеров. Перед завершением тендерных процедур первый консорциум остался в составе Technip/Daewoo с компанией SBM в качестве основного субподрядчика по турели и бую системы удержания и райзеров. Состав второго консорциума не изменился.

Что касается схемы подготовки газа на борту технологического судна, был выбран простой и надежный вариант экспорта осушенного двухфазного потока газа по подводным магистральным трубопроводам. Основной процесс включает сепарацию газа, воды и конденсата, блок осушки, оборудование компримирования газа, системы откачки конденсата и манифольд для нагнетания газа и осушенного конденсата в трубопровод.

Подводные трубопроводы

Газ и конденсат от технологического судна будет транспортироваться на берег в двухфазном режиме по двухниточному трубопроводу диаметром около 90 сантиметров и длиной 550 километров. Трубопроводы будут укладываться в траншеи частично, что позволит сократить график работ и расходы. А также обеспечит бесперебойность потока.

ВОЛС (Волоконно-оптическая линия связи)

Связь между самоходным технологическим судном и операторной в Териберке будет осуществляться по специально проложенному двойному волоконно-оптическому кабелю.