Логистика и морское судоходство

Управление логистики и морского судоходства занимается обеспечением авиационной и морской поддержки проектов «Штокмана» на период проектирования, подводных работ, бурения, строительства и добычи в рамках Первой фазы. В частности, управление работает со стратегией, правилами и техническими требованиями.

В компетенции управления — многократные погрузо-разгрузочные работы, обетонирование труб и их доставка, транспортировка и складирование тяжеловесного оборудования. При этом район реализации проекта находится на значительном расстоянии от берега, работы ведутся в суровых погодных условиях при сжатом графике.

Комплексная база обеспечения

  • Химреагенты для борьбы с загрязнениями
  • Химические вещества для Фазы 1
  • Зона для работ с отходами
  • Площадка подготовки лома
  • Морской офис
  • Причал, зона отгрузки и загрузки
  • Судовое оборудование
  • Узел подготовки буровых и цементных растворов
  • Горюче-смазочные материалы для Фазы 1
  • Химические вещества для фаз 2 и 3
  • Горюче-смазочные материалы для фаз 2 и 3
  • Запчасти для фаз 2 и 3
  • Резервные зоны для возможного расширения
  • Мастерская подводного оборудования
  • Склад устьевого оборудования и склад запчастей подводного оборудования
  • Автомастерская, мастерские по ремонту скважинного оборудования
  • Зона технического осмотра
  • Площадка для хранения труб
  • Административный корпус, столовая и гардеробная
  • Запасные части для Фазы 1
  • Склады бурового оборудования
  • Хранение транзитных контейнеров и грузов
  • Химреагенты для буровых и цементных растворов

Планирование базы

  • База будет проектироваться с расчетом обеспечения возможности ее дальнейшего развития для нужд фаз 2 и 3 проекта освоения Штокмановского месторождения.
  • Проектирование основывается на основе концепции комплексной базы, объекты которой будут использоваться и будущими подрядчиками.

Преимущества планирования

  • Увеличивается эффективность деятельности, так как все участвующие стороны будут работать на одной территории.
  • Подрядчики смогут незамедлительно реагировать на запросы заказчика.
  • С точки зрения стоимости и временных затрат проблемы, связанные с логистическим обеспечением, сводятся к минимуму.

Компоненты базы

  • Склады различного назначения и мастерские: буровое оборудование, добыча, цемент и химикаты, лубриканты, опасные материалы и пр.
  • Телесистема: ПДК, заканчивание ремонт механического и электрического оборудования и т. д.
  • Строения для приготовления буровых растворов, жидкостей заканчивания, цементных смесей.
  • Причал.
  • Офисные помещения.
  • Парк машин: подъемное и вращающее оборудование, краны, вилочные погрузчики, трейлеры, грузовики.

Организация морских перевозок и операций

Применяемые типы судов

  • Суда снабжения
  • Буксирные суда для установки якорей (буксировка ПБУ, изменение траектории дрейфа льдин и айсбергов)
  • Многоцелевое судно (проведение операций с использованием дистанционно управляемого подводного аппарата ROV, наблюдение за ледовой обстановкой, операции по ТО, разведка, изменение траектории дрейфа льдин и пр.)
  • Аварийно-спасательное судно (обеспечение безопасности работ, пожаротушение, спасательное судно)

Суда для контроля ледовой обстановки

  • Ледокол-разведчик
  • Основной ледокол
  • Дежурное судно (эту функцию будет выполнять многоцелевое судно)

Конструкция всех судов Штокмановского проекта должна обеспечивать

  • Высокую маневренность и способность удержания в заданной точке (система динамического позиционирования должна быть класса DP-2, как минимум).
  • Возможность эксплуатации в жестких условиях (арктическое исполнение, классификация по противообледенительной защите, ледовый класс Arc 7, по стандарту «Бюро Веритас»: класс от ICE-10 до ICE-15).
  • Взаимозаменяемость — каждое судно может заменить другое при проведении операций по обеспечению безопасности (противопожарные технические средства должны соответствовать классу FIFI II, должны иметься средства для проведения аварийно-спасательных работ).
  • Экологичность — низкий уровень выбросов
  • Нормальные условия работы экипажа и сохранность грузов при неблагоприятных погодных условиях.

Авиаперевозки

Основные направления использования вертолетного и самолетного транспорта

  • Перевозка пассажиров и срочная доставка грузов
  • Экстренные полеты, в т. ч. по срочным санитарным заданиям
  • Перевозка вип-персон
  • Перевозка пассажиров и срочная доставка грузов между береговыми и морскими вертолетными посадочными площадками, в т. ч. на морских судах
  • Экстренные полеты, в т. ч. при проведении ПСО и по срочным санитарным заданиям
  • Ледовая разведка
  • Перевозка вип-персон над сушей и открытым морем

Основные трудности

  • Экстремальные полярные климатические условия
  • Число людей, доставляемых на морские объекты
  • Подготовка летных экипажей

Инвестиции в логистику в районах реализации проекта окажут долгосрочное благоприятное воздействие на устойчивое развитие региона Баренцева моря, будут способствовать развитию местной и региональной экономики, позволят создать дополнительные рабочие места.